Эта опция сбросит домашнюю страницу этого сайта. Восстановление любых закрытых виджетов или категорий.

Сбросить

Oдeсский кинофестиваль: Новобранец тоталитаризм и вечные ценности


Опубликованно 07.10.2020 15:45

Oдeсский кинофестиваль: Новобранец тоталитаризм и вечные ценностиПoдытoживaeм зaвeршившийся 11-й Oдeсский мeждунaрoдный кинoфeстивaль, кoтoрый впeрвыe в истoрии сoстoялся в oнлaйн-фoрмaтe

Впoлнe вeрoятнo, бeдствия, oбрушившиeся нa укрaинскую культуру в век пaндeмии, будут oсмыслeны истoрикaми oтeчeствeннoгo кинoпрoцeссa кaк oтпрaвнaя тoчкa цифрoвoгo прoгрeссa, кaк ключeвoй фaктoр угоду кому) oсвoeния нaшими кинoфeстивaлями виртуaльнoгo прoстрaнствa. Кaк бы тo ни былo, прeврaтнoсти кaрaнтинa, пoмeшaвшиe прeдстaвитeлям кинoсooбщeствa сoбрaться в Oдeссe нa вaжнeйшeм мeрoприятии укрaинскoгo кинoгoдa, пoзвoлили приoбщиться к этoму мeрoприятию в oнлaйн-рeжимe гoрaздo бoлee ширoкoму кругу пoклoнникoв кинo. Прoсмoтр 120-ти фильмoв, сoбрaнныx в трaдициoнныx кoнкурсныx прoгрaммax, пoдбoркax фeстивaльныx xитoв и тeмaтичeскиx рeтрoспeктивax, стaл дoступeн нa сeтeвoй плaтфoрмe OМКФ в любoм угoлкe стрaны дoстaтoчнo приoбрeсти aбoнeмeнт иль рaзoвыe билeты. При этoм привычную aтмoсфeру кулуaрныx oбсуждeний зaмeнили сeтeвыe спoры, чeрeдa пoстoв и oбмeны кoммeнтaриями, пoдчaс дoвoльнo рeзкими, учитывaя, чтo знaчитeльнaя чaсть лeнт фeстивaля зaтрaгивaлa живoтрeпeщущиe, бoлeзнeнныe, нeкoмфoртныe тeмы истoричeскиx трaвм и нaшeй сoврeмeннoсти с eё войнами и попытками пробежать наследие тоталитарного прошлого.

Тональность непростого, хотя увлекательного и подчас весёлого разговора задал жутик-открытие, который также призван был подсказать завсегдатаям Одесского кинофестиваля о прежних временах и подле этом указать на нерушимую стройность Одиннадцатого ОМКФ с предшествующими офлайн-фестивалями: «Необутый император» Петера Бросенса и Джессики Вудворт повествовал о героях, сейчас знакомых публике по ленте тех а режиссёров «Король бельгийцев», которая стала обладателем Гран-около ОМКФ в 2017-м году.

В «Короле бельгийцев» капитальный герой спешно отправлялся изо Стамбула на родину, получив уведомление, что сепаратисты из Валлонии провозгласили родной регион независимой республикой. Через невесёлых мыслей о судьбе своего народа его отвлекали превратности пути, пролегающего с подачи погружённые в перманентный политический депрессия и экономическую депрессию балканские государства. Сиречь узнаёт зритель в начале нового фильма, горемычный монарх так и не добрался поперед Бельгии – получив подсочка в ходе проходившего в Сараево торжества в почет годовщины убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, возлюбленный приходит в себя в фешенебельном отеле, бывшей резиденции маршала Тито. Конечности свиты пытаются скрыть ото короля, что последствия покушения в его особу постепенно принимают широта событий, произошедших после выстрела Гаврилы Принципа. Средь тем, директор отеля на практике одним из лидеров организации, готовой провозвестить создание «новой Европы» – Европы национальных государств, способной избечь от «диктата либералов» и распустить окончательное решение вопроса с беженцами и мигрантами.

Разве первая лента, посвящённая восточноевропейским странствиям, представала снятым в документальной стилистике роуд-муви, в таком случае «Босой император», чьё практика разворачивается во дворце югославского диктатора, а его персонажи названы в почести именитых постояльцев, от Фиделя Кастро задолго. Ant. с Элизабет Тейлор, отличается некоторой статичностью и случайно абсурдизма. Вместе с тем, неофит фильм Бросенса и Вудворт равным образом выступает ироничным и горьким комментарием к нашему тревожному настоящему. Мишенью сатиры на этом месте оказывается националистический поворот в европейской политике. Сыгравший директора отеля Удо Кир соединяет внешний облик холёного популиста-евроскептика (особенно дьявол напоминает идеолога Брекзита Найджела Фараджа) с образом Адольфа Гитлера, которого исполнял умереть и не встать многих фильмах. Происходящее насыщено аллюзиями получай тиранические режимы Европы 20-го столетия и держи нынешние приметы диктатуры – что-то около, на импровизированном параде «освободившихся с власти Брюсселя» государств в ключевой ряд отправляют Польшу и Венгрию в качестве дани уважения успехам их ультраправых правительств, а призрение за неблагонадёжными постояльцами отеля осуществляется по причине системе наблюдения, некогда переданной Тито Леонидом Брежневым.

Подле этом создатели ленты далеки через отождествления традиционных ценностей с фашистским идеалом. Воплощением лучших европейских традиций положительно собственно король Бельгии. Потеряв престольный праздник распавшейся страны, он приставки не- утрачивает царственного достоинства и ощущения своего долга помазанника Божьего и возглавляет протест «Новому порядку», принимая подо свои знамёна как испытанных придворных, в) такой степени и мигрантов из Азии.

Международная конкурсная утилита также оказалась пронизана проблематикой противостояния обида и диктатуры, способности человека в самых драматичных условиях обратиться тяжким даром свободной воли – смиренно подчиняясь жестокому режиму в надежде застраховаться расправы или отваживаясь сшибиться.

Так, центром событий «Служителей» словакского постановщика Ивана Остроховского, получивших внеочередной диплом жюри, является завещание семинария, где юные студенты рассчитывают вчинить своё служение, посвящённое Богу и ближним. Хотя на дворе 1980-й время, и вскоре молодым людям случается выяснить, что это услужение курируется спецслужбами социалистической Чехословакии. Рядом этом люди в штатском, следящие из-за моральным обликом граждан страны, чьей государственной религией является активный атеизм, отнюдь не стремятся сцепиться с кем с церковью, а, напротив, всячески привлекают её служителей к сотрудничеству. У иерархов, идущих сверху контакт, знакомящих семинаристов с предписаниями властей, выступающих нате церковных анклавах с поддержкой социалистического строя, принародно жмущих руку высшим чинам компартии и доносящих бери своих братьев во Христе, в запасе самые веские оправдания. Фактически, в самом деле, чем дать разрешение новым фараонам и иродам ликвидировать семинарии, запретить богослужения, выслать в тюрьмы всю паству, невыгодный лучше ли отыскать парочку-другую отбившихся через стада овечек – и скормить их волкам в расчёте удовлетворить их кровожадную алчность малой жертвой? А среди преподавателей находятся и такие, который готов скорее уйти в катакомбы аль оказаться на арене со львами, нежели, вслед за Каиафой, включить пакт с Пилатом.

Изысканно снятая, напоминающая фильмы Павла Павликовского полотно Остроховского является одним с наиболее выразительных в современном кинематографе примеров переосмысления драмы Восточной Европы, замкнутой в коммунистический. Ant. капиталистический лагерь, повествуя о хорошо знакомых нам реалиях, как ни говори, вполне очевидно, приблизительно на пороге теми же моральными дилеммами сороковуха лет назад оказывались украинские люди церкви. Вместе с тем, строгая живописность чёрно-белого ряда подчёркивает притчевый образ происходящего, универсальность истории о выборе посередке Кесаревым и Божьим.

Если фильм Остроховского посвящена прошлому (так, увы, не прошедшему), фильма, названный жюри международного конкурса лучшим, рассказывает о будущем, для которое спроецирована драматическая современная действительность нашей страны, вынужденной провести войну с режимом наследников и коллег тех, который пытался закабалить души юных героев «Служителей». Реализация «Атлантиды» Тина Васяновича разворачивается в 2025-м, условном времени изгнания российских войск с территории Донбасса. Зато земля руин и пустошей как отражает царящие в сердцах местных жителей упадок духа и опустошённость, и победа над жестоким врагом малограмотный может принести им душевного таблица.

Выдающаяся работа Васяновича, потом ряда побед на иностранных смотрах – ото главного приза программы «Горизонты» Венецианского МКФ до самого специального приза на МКФ в Эдо, – наконец оказалась представлена и отечественному зрителю, получив очередную награду по малом времени после решения членов Украинского Оскаровского Комитета выдвинуть «Атлантиду» бери соискание симпатий Американской киноакадемии. В окладистый прокат фильм, о котором наша сестра писали в материалах о минском «Листападе» (идеже «Атлантида» получила Гран-около), выходит 5-го ноября, а его онлайн-показ должна состояться в рамках Четвёртой Киевской недели критики в конце октября.

Премия за лучшую режиссуру жюри отдало ленте «Адорация» бельгийца Фабриса дю Вельса истории о превратностях взросления, рассказанной в манере страшной сказки. 12-раннелетний герой ленты живёт в лечебнице интересах душевнобольных с матерью, исполняющей в учреждении дело служанки. Однажды он знакомится с одной с пациенток, очаровательной сверстницей, взаимосвязь с которой скрашивает его уединённые будень. Мать предостерегает мальчика, аюшки?, в соответствии с диагнозом специалистов, его новая товаристка – опасная психопатка, с которой следует держаться подальше. Же герой больше склонен давать веры) кому/чему девушке, к которой постепенно проникается романтическими чувствами, как бедняжка стала жертвой заговора алчных родственников, и решается сделать с ней побег, оставив вследствие возлюбленной близких и знакомый мироздание. Подростки бегут в лес, клянясь побратим другу в вечной любви и поддержке, и по малом времени герой начинает лучше знать – что представляет с себя человек, с которым симпатия решил связать свою судьбу.

Дю Брусок показывает, что освобождение ото тех пут моральных условностей и привычных представлений, которыми опутывает нас наше общество, уход из семьи в поисках самоидентификации – может, в обмен. Ant. наряду с приобщения к взрослой жизни, бросить взгляд назад побегом в зыбкое пространство инфантильных грёз, в котором безмятежное восторг легко сменяется безвольной растерянностью и припадками агрессии.

Сериал, получивший Гран-при фестиваля, вручаемый после результатам зрительского голосования (получи и распишись этот раз проводившегося онлайн), повествует о с огромной форой более благополучных взаимоотношениях двух аутсайдеров. Персонажи «Ужина в Америке» Адама Ремейера, в котором яко выворачиваются наизнанку штампы романтической комедии, всемерно далеки от стереотипных представлений о юных влюблённых. Панк-роккер, пытающийся заработать на регистрация альбома своей группы продажей наркотиков, спасаясь через стражей закона, прячется в доме продавщицы фаст-фуда, неуклюжей, зажатой и подле этом подверженной припадкам ярости девушки, страдающей ото насмешек окружающих. Поначалу равно как склонный отнестись к новой знакомой с пренебрежением, маэстро в какой-то момент выясняет, что же она является страстной поклонницей его творчества и талантливым поэтом – и, может статься, впервые в жизни проникается ощущением, почто отыскал родственную душу, с которой дозволительно противостоять всему миру. Бери первый, да и на второстепенный взгляд герои ленты неважный (=маловажный) кажутся людьми, в компании с которыми было бы в радость поужинать, но они и самочки едва ли нуждаются в чьём-либо обществе, совсем удовлетворяясь друг другом, своей музыкой и поэзией. Сие насыщенное непристойными остротами, динамичное, весёлое и кой-когда отталкивающее кино отличает какая-в таком случае неожиданная, ироничная теплота к неприкаянным и отверженным, побуждая аудиторию проникнуться сочувствием к людям, далеко не желающим и, пожалуй, не способным следовать общепринятых рамок.

Ещё одна анналы людей, будто выброшенных нате социальные маргиналии, рассказывается в ленте, получившей краеугольный приз жюри национального конкурса, «Малограмотный всё будет хорошо» Адриана Пирву и Елены Максьом. Авторы этой документальной картины являются и её центральными персонажами. Квирит Румынии Адриан испытывает врождённые и и старый и малый больше усугубляющиеся проблемы со зрением, причиной которых, может быть, стало воздействие радиации – его матуша на шестом месяце беременности путешествовала в области Украине, ничего не подозревая о взрыве получай Чернобыльской АЭС. Пытаясь совладеть с горечью, томящим ощущением, точно его участь с самого рождения определена несправедливой карой, спирт отправляется в Украину и в Беларусь, решая получить фильм о последствиях аварии и товарищах ровно по несчастью. В своих поездках симпатия знакомится с Еленой, также с рождения обречённой резаться с серьёзной болезнью позвоночника. В совместных путешествиях они встречаются с людьми, флегматично сносящими самые тяжёлые поражения, постоянно заботящимися о супругах и детях, от случая к случаю не способных подняться с постели и страдающих ото умственной отсталости. Вопросы об ответственности следовать чудовищную катастрофу канувшего в лету советского режима, о неспособности властей авторитарного государства Лукашенко и демократической Украины показать поддержку пострадавшим – отступают для второй план, бледнеют предварительно образами ежедневных свершений душевной твёрдости и любви, готовности простых людей оказывать помощь близких с тем смирением к уготованным им испытаниям, в котором, вроде в истории праведного Иова, значительнее силы и приверженности справедливости, нежели в самом неистовом бунте.

Жюри Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ, в свой черед оценивающее национальный конкурс, вручило свою награду «Бесу» Егора Трояновского – документальной картине о пожилом рыбаке с азовского побережья, какой-нибудь пытается отыскать, живым либо — либо мёртвым, своего сына, воина-добровольца, в 2014-м захваченного в пленение сепаратистами, и стремится привлечь к ответственности его мучителей. Сходно героям Кафки, он попадает в зачарованное просвет противоречивых свидетельств и коридоров высоких кабинетов, жители которых равнодушны к его горю. Обнаружив, сколько украинские чиновники и правоохранительные органы безлюдный (=малолюдный) могут или не хотят помочь торжеству правосудия, он решает самовольно взяться за мщение.

 Видеофильм Трояновского выразительно показывает страх войны через трагедию родителей, из какой семьи сын пропал без управлять и считается зверски убитым, раскрывает жуткость творящегося на территории, контролируемой боевиками, и возле этом убедительно и предельно несподручно свидетельствует о несостоятельности отечественных государственных структур, о некомпетентности и равнодушии властей, получи и распишись которых победивший в революции народность возложил ответственность изменить ситуацию в стране. Из себя этих властей выступает офицерик в штатском у Администрации президента, аляповато распоряжающийся убраться митингующим, потерявшим своих близких в зоне АТО, родителям и супругам тех, кто такой погиб за свободу нашей страны. Резким, смехотворным и страшным контрастом этому вельможному хамству и апатии выступает школьная шеренга с парадным чествованием павших героев и их родителей – радость, своей безвкусной патетикой и лицемерием по всем вероятностям следующее ритуалам советских времён. Одним с наиболее пронзительных эпизодов становится скайп-полилог главного героя с родственником, с которого становится понятным, кое-что его внук, сын воина, отдавшего положение за родину, переехал в Земля обетованная – страну, со всей очевидностью куда ни на есть больше ценящую своих граждан.

Посетители отдали в национальном конкурсе домашние симпатии – вместе с соответствующим призом, – «Виктору_роботу» Анатолия Лавренишина, картине, вызывающей, возле всех своих достоинствах, некоторое извинение. Один из наиболее одарённых отечественных режиссёров-аниматоров, именитый по таким незаурядным короткометражным работам, (то) есть «Next», «Белая головка ворона» и «Гастроном певчих птиц», Лавренишин продемонстрировал в своём долгожданном полнометражном дебюте удивительное исполнение) молодого автора и не имеющее в отечественной трёхмерной анимации аналогов техника в изображении остросюжетного действия, воссоздании потасовок и погонь. Как ни говорите драматургически история о противостоянии девочки и её друга-робота злым силам, подчиняющим земля одушевлённых механизмов, отличается досадным сочетанием простоты и невнятности. Царствующий в повествовании сумбур, который, рядом всей динамичности действия и превосходных визуальных эффектах, понемножку становится утомительным, напоминает разный опыт остросюжетного семейного кинокартина – «Бобот» Принцип Ксёнды. Выразим надежду, а для своего следующего произведения Лавренишин сможет поддернуть более удачный сценарий.

 В конкуре европейских документальных фильмов лучшей названа тяжник Морица Шульца «Военные отпуск», исследующая проявления тоталитарных идеологий и методов в современном мире. Поступок разворачивается в летнем лагере «Азова», в котором мальчиков и девочек через 9-ти до 17-ти учат боготворить родину и ненавидеть врагов. В немецкого режиссёра, выступившего опять же и оператором, очевидно, произвело эффект уважительное отношение вожатых «Азовца» к некоторым практикам с истории его страны. Нашему но зрителю происходящее на экране напомнит в первую череда занятия по военной подготовке и уроки истории в советских школах и советского а образца милитаристскую риторику – реально, что общими корнями коммунистического шовинизма объясняется идейная и эстетическая тожественность «Азовца» с лагерями путинской Юнармии (в такой степени ярко показанной в ленте «Бессмертные» Ксении Охапкиной, представленной сверху последнем фестивале Docudays UA).

Нераздельно с тем, явное неприятие большинством юных героев предложенного времяпрепровождения, испытываемая ими скучища и тоска по дому считается о способности здоровой, неиспорченной детской натуры брыкаться оболваниванию и тиранической муштре.

Победители и большая рубрика участников как конкурсных, в) такой степени и внеконкурсных программ Одиннадцатого ОМКФ будут доступны угоду кому) просмотра на фестивальной платформе вплоть прежде 8:00 утра 11-го октября. Своеобразным гидом в этом пространстве неведомых жемчужин национального и зарубежного кинематографа могут пуститься в путь рекомендации кинокритиков и программного директора фестиваля.

Шурик Гусев

Фото: Odesa International Film Festival



Категория: Гламур