Эта опция сбросит домашнюю страницу этого сайта. Восстановление любых закрытых виджетов или категорий.

Сбросить

Aнтoний Печерский. Благодатный Афоном


Опубликованно 28.09.2020 07:20

Aнтoний Печерский. Благодатный АфономПрoeкт «Кaлинoвый к@тяг» прoдoлжaeм рaсскaзoм oб oснoвaтeлe Киeвo-Пeчeрскoгo мoнaстыря Aнтипe изо Любeчa

Сeгoдня, 10 июля (23 июля) – Дeнь пaмяти прeпoдoбнoгo Aнтoния Пeчeрскoгo, пeрвoнaчинaтeля oтeчeствeннoгo мoнaшeствa, oснoвaтeля Киeвo-Пeчeрскoгo мoнaстыря. Этoт святoй зaнимaeт oсoбoe мeстo в сoнмe нaшиx нaциoнaльныx гeрoeв и пoчитaeтся прaвoслaвными кaк “нaчaльник всex дрeвнeрусскиx мoнaxoв”, пoскoльку oснoвaннaя стaрцeм нa киeвскиx xoлмax пeчeрскaя oбитeль мнoгиe стoлeтия oстaeтся дуxoвным цeнтрoм, шкoлoй мoнaшeствa и прoсвeщeния.

Oгрoмнoe знaчeниe угоду кому) oсoзнaния укрaинскoй идeнтичнoсти имeeт прeпoдoбный Aнтoний в нaшe врeмя – с ним, близ eгo зaступничeствe бoлee лeгкими кaжутся oбрeтeниe вeры, сaмoидeнтификaция, стрoитeльствo гoсудaрствeннoсти. Блaгoслoвeнный Святым Aфoнoм этoт мoнax для того сoврeмeнныx укрaинцeв прeдстaвляeтся нe стoлькo зeмлякoм, скoлькo нeпoкoлeбимым стoлпoм Вeры.

Автор этих строк прaвы ужe пoтoму, чтo с нaми тaкиe святыe.

*   *   *

Прeпoдoбный Aнтoний (в миру – Aнтипa) рoдился в 983 г. в мeстeчкe Любeчe, нeдaлeкo oт г. Чeрнигoвa. С юныx лeт нaбoжный мaльчик xoтeл стaть инoкoм.

Сызмaльствa Aнтипa гoрeл жeлaниeм увидeть мeстa зeмнoй жизни Иисусa Xристa, пoтoму юнoшeй спoдoбился и тaки пoсeтил Пaлeстину. Нa oбрaтнoм пути в Киeвскую Россия пилигрим oкaзaлся нa Aфoнe – и дo глубины души плeнилa пoлянинa крaсoтa и устрoeниe тoгo святoгo мeстa.

Плeнилa тaк, чтo стрaнник тaм и oстaлся прoстым трудникoм.

Минуя двa гoдa в нeбoльшoм дрeвнeм мoнaстырe Eсфигмeн, oснoвaнным в V в. святoй Пульxeриeй и ee брaтoм, визaнтийским импeрaтoрoм Фeoдoсиeм II (401-450), пoслушник принял мoнaшeский пoстриг. Тoгдa жe oн пoлучил и xристиaнскoe эпитет Aнтoний – в чeсть рaннexристиaнскoгo пoдвижникa и eгипeтскoгo пустынникa Aнтoния Вeликoгo (251-356), признaннoгo рoдoнaчaльникa всeгo oтшeльничeскoгo мoнaшeствa. 

Мoнaстырь Eсфигмeн

Кaк oтшeльник, Aнтoний с Чeрнигoвскoгo княжeствa прoxoдил мoнaшeскoe пoслушaниe в пeщeрe срeди oтвeсныx скaл, нависших по-над морем, под руководством старца, игумена Феоктиста. Обретая оттяг, в Есфигменской обители пришлый чернец прожил несколько лет.

Бесцельно, по крайней мере, повествует каноническое евангелие. Но…

Даже капитальный вопрос: где именно сверху Афоне ступил на тракт трудничества преподобный Антоний Печерский, остается впредь до сих пор открытым, – на случай если излагать события привычным языком фактов и точных цифр. Полоса исследователей ставят под растерянность распространенную с середины XIX в. версию о существовании личной пещеры преподобного Антония Печерского, словно возле Великой Лавры святого Афанасия для юго-восточной стороне у подножия Афонской много, так и… у Есфигменского монастыря.

Получи и распишись Афоне среди русских монахов, на руку, бытует древнее предание, пирс, будущий первоначинатель монашества Киевской Руси предавался держи Святой Горе аскезе даже если не в греческом, а в… русском монастыре Успения Богородицы (“Иконка Ксилургу”, или “Древодел”).

Представляете, что такое? у ваты в голове?

Заря XI столетия, а получай Святом Афоне – деревенский монастырь!

Оставим – ажно комментарии – на совести РПЦ московского патриархата. Подобно ((тому) как) говаривал яростный атеист Mark Twain (Samuel Langhorne Clemens; 1835 -1910):

- Долгом) Бог создал идиотов, ради тренировки. Но потом, намаявшись, – Основатель все-таки открыл школы.

Святой Антоний Печерский на Афоне

*   *   *

Выходит, прошли годы ученичества и укрепления в подвиге веры.

Преуспевая в кротости, закачаешься всем стремился угодить Богу молодой монах. Когда в личных подвигах Антоний приобрел духовную опытность, духовенство Феоктист, по откровению Божию, дал монаху очередное покорность, чтобы тот отправился в Киевскую Россия и насадил иночество в новопросвещенной христианской стране.

Бери прощание наставник велел:

- Антоний! Период тебе и других руководить ко истинный жизни. Возвратись в родную землю, ладно снизойдет на тебя благотворение Святой Афонской Горы. Верю, что-то от тебя произойдет пропасть иноков.

Да только в ту пору Киевскую Московия охватила… смута великая.

Единственно что Святополком, который задним числом смерти Владимира 15 июля 1015 г. объявил себя великим князем Киевским, были коварно умерщвлены его младшие братья, князья-страстотерпцы Болюся и Глеб (в Крещении – Римлянин и Давид). Вспыхнула междоусобица; и немного спустя стольный град заняли войска польского короля Болеслава Храброго, усиленные печенегами, германцами и каварами (мадьяры).

В оный раз на великом пути Антония Создатель воздвиг непреодолимые препятствия, и воленс-ноленс Антоний вернулся на Праведный Афон.

В 1020 г. другой вар Владимира, Ярослав, таки схватил Святополка I Окаянного, и умер человекоубийца во время своего позорного побега в Польшу.

Только с изгнанием братоубийцы с Киевской Руси междоусобицы невыгодный прекратились. Брат Ярослава Слава, княживший в далекой Тьмутаракани, прославился победами надо косогами, а потому не подчинился Ярославу.

По новой вспыхнула братоубийственная война. Закончилась возлюбленная победой Мстислава в 1024 г. рядом Листвене, на берегу р.Руды, вот время сильной грозы, сильно обиженный брат неожиданно напал держи Ярослава – прямо в бурную ночка, во что доселе словене никогда не пускались.

Натешившись мечами и кровью, князья-братья помирились к ликованию народа.

И разделили они великое государство по реке Днепру.

Мстиславу отошли поместья на восток и юг через Днепра, а Ярославу – получи запад и север. Так в переговорах усобицы иссякли, а раны затянулись.

Улыбнулся Бог отец Иисус Христос и снова явился Феоктисту, в надежде повелеть игумену Есфигменского монастыря:

- По новой пошли Антония в Киевскую Московия. Он теперь мне впрямь здесь требуется.

*   *   *

Вот второй раз отправился богомолец в неблизкий путь, и светлая регул всю дорогу вела Антония. В 1028 г. Благословенно добрался странник к родным местам. К тому времени для княжий престол во дальнейший раз (1019-1054) уже сел Славуся Мудрый (980-1054), а в Киевской Руси воцарился приятный мир.

Когда преподобный Антоний пришел в столичный град, здесь уже душеспасало до некоторой степени монастырей, основанных пришлыми греками объединение желанию князей.

В Киевской земле каждую Божию жилище Антоний скрупулезно посетил.

Же нигде путник не увидел согласно правилам устроенной, строгой монашеской жизни, к который-нибудь он привык на Святом Афоне.

Видишь почему странник возликовал, эпизодически на одном из семи киевских холмов, сверху Берестовой горе, ставшей нате крутом берегу Днепра и таким (образом напоминавшем милый сердцу Афон, спирт увидел… спасительную для того аскета пещеру!

Ее в великокняжеском поселении Берестове вперед выкопал священник Илларион (прозвище Русин; † ок. 1055). Напомню, в 1051 г. сей стал пятым митрополитом Киевским и первым митрополитом Киевским и всея Руси.

На этом месте Антоний и остановился. Споро взялся столпник за дело, чтобы вручить себя отшельническому подвигу. Он увеличил размеры пещеры, расширил видеовход – и в земляной келье отсюда следует возможным старчествовать.

Именно после этого Антоний и вознамерился укрепляться в молитве, посте, бдении и труде. Смотри как описывает агиография, богословская нравоучение о Житии святых:

- ...Моляся Богу, ядый сухий средства к существованию, пия одну воду, и в таком случае мерою, через день alias два, иногда по неделям копая пещеру, далеко не давая себе покоя ни в дневное время, ни ночью, пребывая спокон века в трудах, молитвах, бдении.

Вмале слава о духовном подвижнике разнеслась по части княжьей столице, а затем и после прочим городам Киевской Руси. Вслед за благословением, советом потекли к отшельнику миряне, а часть даже просились на обиталище.

Первым (1032) к преподобному Антонию пришел высокий Никон Печерский (†1088; эйдетизм его 23 марта). Был сейчас у него священный сан иерея, потому-то стал Никон постригать приходивших учеников. Скоро между прочей братии оказался пострижен и святой Феодосий Печерский (†1074; мнемозина его 3 мая), которого ради смирение и послушание наставник особенно любил.

*   *   *

Желательно бы просто написать:

- Возвратясь в Киев, преподобный Антоний основал Печерскую берлога.

Да так все сотворилось бы просто, словно рукомесло Господний – линеен.

Да жизнь духовная – ходу, геометрия Лобачевского.

По всей вероятности, через слова “пещера” новая патронесса обитель обрела название Печерской. Любила и почитала ее княжеская семеюшка.

Но своим вздорным характером высокий князь Киевский Изяслав Ярославич (в крещении Дмитрий, 1024-1078) причинил духовному поселению выше головы горя.

Хотя, как написал хронист Нестор (1056-1114):

- Изяслав был “повадный лицом и величественный станом, невыгодный менее украшался и тихим нравом, любил правду, ненавидел лживость”.

Когда в 1032 г. Антоний пострижение в монахи двух его близких бояр – святого Варлаама (мнемозина его 14 ноября) и Ефрема (кэш его 28 января), дирижер так разгневался, ведь Варламка был сыном одного изо влиятельнейших бояр, киевского воеводы Иоанны.

И аюшки? с того? Истинная вера в чинах и званиях безвыгодный разбирается.

На следующий среда после духовной беседы со старцем Варлаамка покинул родительский дом, обрученную невесту, будущую карьеру. Одевшись в пышные одежды, в сопровождении великолепной свиты, получи богато убранном коне подъехал вьюноша к пещере преподобного Антония. Кроткие иноки вышли против вельможе и с почетом приняли послушника. Низойдя с коня и до земли поклонившись игумену, снял с себя Лама боярские одежды и, положивши их к ногам преподобного, послушно молвил:

- Вот прелести простой жизни, как хочешь, таким (образом и поступи с ними, а я вменяю их в ничто, хочу с вами долгоденствовать в пещере, да Христа приобрящу и ни в жизнь не возвращусь в отеческий специфический.

- Помни, чадо, – принялся отклонять подвижник, – кому твоя милость обещание даешь и чьим твоя милость воином стать желаешь. Неразличимо тут уже стали Ангелы Божьи и принимают твои обещания. Ну, а если отец твой, пришедши семо, насильно возьмет тебя – тем не менее мы помочь тебе в этом без- в силах, – и ты окажешься лжецом и отступником с Бога!

*   *   *

И в оный раз не ошибся Антоний Печерский, со временем святой Варлаам стал первым игуменом Киево-Печерского монастыря.

Никак не долго, к сожалению, пробыл дурачок Варлаам настоятелем пещерной братии. Вдоль велению князя Изяслава в 1057 г. его отправили “в аббатство Cвятого мученика Димитрия и поставили игуменом”.

Асгард Cв. Димитрия великий князь Киевский Изяслав Ярославович основал в Киеве и построил в достоинство Ангела своего, великомученика Димитрия.

Ну да только вера христианская расстояний и препон неважный (=маловажный) знает.

Испросив благословение у Антония Печерского, в 1058 г. просто инициативный Варлаам построил по-над пещерой первую деревянную костел в честь Успения Пресвятой Богородицы. И с сего времени место селения святых подвижников отсюда следует издалека заметным и явным интересах каждого путника.

Итак, стремясь к истинному иночеству, святой Антоний всех без разбору принимал с любовью.

Сие и вызвало гнев великого князя Киевского Изяслава Ярославича.

Закачаешься второй раз пришлось подвергнуться истинной милости правителя, иным часом 1069 г. в Киеве случились народные бунты, а преподобного Антония Печерского по ошибке обвинили в сочувствии… смутьянам. Полоумие это была несусветная!

К счастью, меценатство старцу предложил постоянный (благо)приятель монахов – князь Черниговский Славуня Ярославич (в крещении – Никола; 1027-1076) – ночью тихонько правитель взял Антония в свою ставку.

Ну да только и в Чернигове преподобный Антоний отказался с палат и хором, презрел ляпис и злато, а… ископал пещеру в Болдиной печалование! Таким образом на правом, высоком берегу Десны было повелось начало Елецкому мужскому монастырю, существующему раньше наших дней.

Согласно изложенному в летописях преданию, Елецкий Успенский монастырек был основан на месте первоклассно найденной на одной с елей 3 февраля (3 ноября) 1060 г. иконы Пресвятой Богородицы. Через этих елей получили названия – и иконка, и обитель. В середине XII в. на томище месте, где нашли живую икону, поставили 25-метровый Успенский собрание.

*   *   *

Оказавшись в Чернигове, безукоризненный старец не терял подписка с Киевом. Через преподобных Кафа и Варлаама, которые постоянно посещали наставника в соседнем княжестве и шиш без его благословения мало-: неграмотный предпринимали, Антоний продолжал управлять своим монастырем на Берестовой злосчастие. Ведь посланник Святого Афона обладал великими духовными дарами: некто управлял душами человеческими – идеже мудростью, когда прозорливостью, временами даром исцеления.

И тогда в мужское желчь вмешалась женская душа!

Великая жена Киевская Мария Казимировна заступалась из-за иноков.

Супругу Изяславу Ярославичу симпатия напоминала о каре Божией, постигшей короля Польского Болеслава I Храброго (967-1025). В свое наши дни правитель с лисьей изворотливостью чинил гонения для монахов, за что ценный титул от Папы Римского ему пришлось не дождаться)… четверть века.

Раскаивался позднее великий князь Киевский Изяслав Ярославич, и посередь ним и печерскими иноками воцарился круг.

Перестали князья-братья людскую экстравазат шоломами черпать, возрадовался Создатель. Заметно усилилась вереница паломников в обители Киевской Руси.

Кое-когда вокруг преподобного Антония получи Берестовой горе поселилось 12 засранец братии, общими усилиями они выкопали большую пещеру, идеже обустроили первую подземную церквушка, трапезную, отдельные кельи чтобы монахов; всё сохранилось в Дальних пещерах Первое место до наших дней.

Однако не церковное строительство оказалось делом жизни Антония, а аскетизм. Как только работы закончились, пастух тотчас же удалился, а надо братией игуменом поставил: оп – блаженного Варлаама, а спустя некоторое время рукоположил Феодосия.

Тем временем самолично Антоний Печерский ископал себя иную пещеру, недалеко через первой, и затворился в ней. Да что вы только у него спасу никак не было, а покой не наступил. Из-за духовного руководства частили к старцу – и прочие иноки, и миряне.

Больных симпатия исцелял травой, которой возлюбленный питался.

За больным братом, преподобным Исаакием (†1090; кэш его 14 февраля) анахорет ухаживал лично, с игуменом Феодосием.

Задолго подле места духовных подвигов преподобного Антония стали по согласию селиться монахи.

Так образовались, эдак называемые, Ближние и Дальние пещеры Киевской Признание.

Литография с рисунка Михаила Сажина, 1850-е гг.

Надо старой пещерой, в народе называемой Ближней, либо — либо: Феодосиевой, – в 1058 г. поставили тонкий храм во имя Успения Божией Матери.

*   *   *

Предварительно походом на половцев в 1068 г. пришли в общежитие к преподобному Антонию князья вслед за благословением. С ними явился и чужой князевич Шимон Африканович, племяшок норвежского конунга – короля Хакона II (Сигурд; 895-962), ярла Хладира.

В 1027 г. родичи кайфовый главе с братом Якуна Слепого, носившем получи глазу золотую повязку, изгнали его изо любого Тронхейма (восточная Страна фьордов).

И Шимон Африканович, или: Офрикович (согласно древненорвежски – Сигмундр) пустился в рискованное локомоция.

Помытарив по свету, эврика воинственный варяг убежище у киевских князей, идеже преданно служил Рюриковичам и отличился в множестве благочестивых деяний.

Обеспокоенным князьям Ярославичам: Изяславу Киевскому, Святославу Черниговскому и Всеволоду Переяславскому – святой Антоний ответствовал прямо о воле Божией: следовать грехи их великие уготовлено в битве с половцами на реке Альте близ Переяславля капитуляция страшное.

Испугались князья, только не отступились от замысла.

Токмо взглянув на Шимона, которого русские восприемники с купели официально именовали Симоном, старик пророчествовал: в сентябре варяг ляжет в вытоптанную траву окровавленным, же найдут его сотоварищи середи трупов!

Ибо на оный раз Господь Иисус Иисус из назарета помилует варяга, и вернется князевич Шимон со всеми своими воинами в Унигард, будет еще долго пребывать, а похоронят его в Церкви, поставленной после воле Божией! Так и содеялось.

*   *   *

Придя в Киев во здравии, Шимон Африканович по прошествии времени похода снова прибыл к Антонию. Поведал святому старцу балтийский воин, что в ту самую нокаут, когда он, изгнанный, кому (должно был покинуть родной Тронхейм, и молился пизда Святым Распятием, явился ему Без спросу Господь и утешил путника:

- Маловыгодный печалься, Симон. В той далекой стране, которая примет тебя, хорош чудесным образом поставлена Святилище.

А еще Господь наш Иешуа Христос велел викингу отвернуть с Распятия золотой венец и оби, которым Сын на кресте был опоясан, пояснив:

- Передашь зодчим эдак. Венец пусть укрепят в Моем Храме надо жертвенником, а поясом должно хорошего понемножку измерить основание Церкви – тридцатник поясов в длину и двадцать – в ширину.

В страхе благоговейном снял Симон святые высшая ступень и пояс и в ту же нокаут от родных берегов отплыл в длинном и узком драккаре в неизведанность. И мало-: неграмотный проник в сердце путника опасение, ибо вело его по мнению воде аки по суху повеление Господнее.

В открытом море, в кромешной темноте изгнанник увидел, как над высоким загнутым носом корабля-дракона, выкрашенным в белешенький цвет в знак мира, разлился величайший Свет, и в сиянии том чужой князевич увидел… будущую Божий храм.

Тот же Храм исклеванный Шимон Африканович увидел, кое-когда лежал в вытоптанной после побоища траве, искровавленный, среди трупов на берегу р. Альты, левого притока Днепра. В ведь самое мгновение он и однако его воины получили благодатное излечение, и все живыми вернулись в Каменные Горы, стольный град Рюриковичей, которым норманн служил верой и правдой, отличаясь в многих благочестивых деяниях. 

Зато хорошо и были тяжелыми раны, полученные в битве быть реке Альте, Шимон Африканович копотливо шел на поправку, а святой Антоний своей чудодейственной молитвой и ни в какой сте поставил храброго воина для ноги. В знак благодарности Симон поведал старцу ведь, о чем никогда и никому малограмотный рассказывал: о явлении Господа и наказе Сына Божьего. 

Засим коленопреклоненно варяжский князевич передал отшельнику золотисто-золотой пояс и венец, ценой малограмотный менее 50 гривен. В оный день Шимон со всеми подданными и воинами перешел изо католичества в православие, а еще – стал следовать наставлениями преподобных Антония и Дося. 

…Варяг Симон, сообразно-видимому, оказался одним изо тех почтенных воевод, кого первым похоронили получай территории Киево-Печерской знаменитость (греч. Λα?ρα – “городская авеню”, “одинокий монастырь”), в каменном храме Успения Пресвятой Богородицы. Ровно по крайней мере Шимон Африканович одним с первых получил грамоту в отпущение грехов. Более того, Федося Печерский списал оцерковленному варягу стихи “молитвы иерейския прощальныя”.

Для того чтобы достойно прибыть на навстречу со Святым Петром, крещенный бандит завещал похоронить себя с тем свитком, крепко-накрепко сжатым в руке.

*   *   *

Годы, они, что-нибудь сменные кони князя в походе, бери месте не застаиваются – летят.

И пещеры сверху Берестовой горе стали тесны на умножившейся братии, а вереница паломников никак не иссякала.

Когда число монахов перевалило из-за 100 насельников, отцам-основателям лавры победителя пришлось создать и ввести в практику сообщительный устав.

И тогда великий нойон Киевский Изяслав Ярославич упросил старцев родить обитель, а над пещерами… прислонить настоящий монастырь.

Как свидетельствует Киево-Печерский жизнеописание, сама Царица Небесная отправила бери берега Днепра каменщиков. Роль было так.

Печерська Троице-Сергиева лавра, гравюра Абраґама ван Вестерфельда, 1651 р.

Окинув взглядом Осадок на семи холмах, Мадонна обозначила облюбованное место на своей будущей Церкви, а посему Пресвятая Богородица вместе с преподобными – Антонием и Феодосием, которые в ту пору были еще оба живы, явилась в Константинополе двенадцати строителям церквей, насыпала им золота и послала с ними Святую икону Своего Успения в Киевскую Россия.

Образ тот со временем стал главной святыней обители.

Благосклонно напутствовала зодчих Пресвятая Девойка Мария:

- Хочу Церковь состроить Себе на Руси, в Киеве… Приду, дай вам увидеть тот Храм, и буду в нем век вековать. – А потом Пресвятая Пречистая богородица молвила: – Антоний один благословит начало нашего конъюнктура, так как он будь по-твоему взойти в вечный покой, а Феша последует за ним в нап год! 

Не мешкали с Божьим промыслом зодчие и принялись зодчески оформлять Киево-Печерскую лавру. С земли печерской, испещренной намоленными в подземных кельях, ступила возлюбленная к верующим надземной святыней.

До воле Царицы Небесной и с благословения преподобного Антония духовенство поставила на Берестовой боль, над Дальней пещерой, первую деревянную лютеранская церковь – Храм Успения Пресвятой Богородицы.

Каменную костел Успения Пресвятой Богородицы возвели в 1073-1077 гг., а освятили в 1089 г.

Тем временем святослав о великом православном монастыре в первые десятилетия его существования сделано распространилась по всей Киевской Руси.

За образцу Лавры преподобного Антония стали основываться и прочие обители.

*   *   *

Подчеркну, аккурат Киево-Печерская лавра стала родником духовности и православия в Киевской Руси, оплотом русской православной церкви; в Московии тамошние попы к тому же хвосты брили.

- У Господа понтов-в таком случае этих много, – наподобие утверждает старый клиросный басня.

Именно с Киева Святой Афон стал осваивать одну шестую статья земли, хотя до этих пор кое-где ведь душеспасение дьявол обращает в душетерзание.

Тем временем как из печерской обители свою духовную родословную повели знаменитые киевские архипастыри, христианские писатели-богословы, ревностные проповедники веры в будущей Московии.

По образу тут не упомнить яркие духовные обида, среди которых известны святые: Левонтий (грек из Константинополя) и Исайя (киевлянин), которые со временем стали епископами Ростовскими, Нифонт (киевлянин) – архиепископ Новгородский, священномученик, преподобный Кукша Печерский (в Крещении – Иоанн) – наставитель вятичей (Брянская, Калужская, Орловская, Курская, Тульская, Тамбовская и др. области Московии), что был первым проповедником Св. Евангелия тамошним язычникам, Нестор и Симон – летописцы. 

Из-за отсутствием надлежащих исторических документов альтернатива, конечно, мало изучен, однако кроме церковного строительства безупречный Антоний принимал активное беспокойство в политической жизни Киевской Руси. В свое продолжительность первоначинатель печерского старчества поддерживал князя Святослава Ярославича в его борьбе по (по грибы) великокняжеский престол с князем Изяславом Ярославичем.

Же сразу же после того, т. е. в 1073 г. византийские зодчие приступили к строительству каменной церкви Печерского монастыря, получившей слово Великой, преподобный Антоний затворился в пух и прах – никто не смел святого мучить в его новой пещере, вырытой который раз собственноручно. Вместо себя старина поставил игуменом обители преподобного Федосия.

*   *   *

В страстных молениях и духовном подвиге пролетели последние месяцы общеземной жизни подвижника. Перед смертью явилась старцу Пресвятая Пречистая дева и предсказала близкую кончину.

Возрадовался святой Антоний скорой встрече с Господом.

Суще 90 лет от роду, в подземной келье 7 мая 1073 г. святой Антоний перешел в Вечную положение. Перед встречей с Создателем старик клятвенно потребовал у печерской братии, в надежде, как при жизни его, в среднем и после смерти, бытие его оставалось утаенным, а реликвия находились под спудом (так есть были не обретены).

Точно по одному из преданий, святой Антоний, провидя кончину, простился с братией и удалился в личную пещеру, запретив кому-либо ребята! за ним.

Да всего лишь не сдержали клятвы монахи.

Же стоило старцу сделать десяток шагов, что внезапно за ним обвалилась рейнланд-пфальц. Бросились откопать иноки прах преподобного, но тут а из-под лопат вырвалось свет и разогнало монахов!

Решили тем временем спасатели взять левее и сызнова копать, но в тот в одно прекрасное время сверху на них хлынули воды!

Вымолотки огня и воды за иконой преподобного Антония, стоящей в том месте, где обвалилась материк, видны и сегодня. 

С праздник поры воля первоначинателя старчества получай Киевской Руси исполняется непреложно: мощи преподобного Антония ввек не были найдены.

Даром что больные миряне, до этих пор приходящие к нему в келью в Ближних пещерах, идеже он в посте и молитве творил отшельнический подвиг и которые названы его именем, – устойчиво обретают исцеление. 

Просто-напросто есть сомнение великое, ровно это его мощи покоятся в Антониевых пещерах. Пускай бы место погребения, согласно лаврской устои, отмечено иконой святого; плечо к плечу возникла пещерная церковь нет слов имя преподобного Антония, а его скит, среди прочих 63 чудес описана в “Тератургиме” (1638) инока Киево-Печерского монастыря Афанасия Кальнофойского.

*   *   *

Раньше тем, как отправиться к Господу, преданной и богобоязненной братии святой Антоний пообещал:

- Только всем своим существом молитесь, и никогда я вас отнюдь не покину. Все те с вас, кто неисходно кончайте пребывать в монастыре в покаянии и послушании игумену, спасутся.

Воздвигать великую церковь Успения Пресвятой Богородицы закончили рядом преемнике преподобного Феодосия – игумене Стефане (†1094; мнемозина его 27 апреля).

К несчастью, в 1240 г. часовня разорили татары, а от оригинальной церкви предварительно наших дней сохранилась единственно часть намоленной стены.

Святыню отстроили, только в 1942 г. взорвали по распоряжению советской центр.

Только вот память неубиенна. 

*   *   *

Была такая Братство, которая Бога не боялась, помните?

И в годы советской высшие круги предпринимались некоторые попытки снять покровы мощи основателей Киево-Печерской лавровый венок. Поскольку археологические экспедиции были по мнению-коммунистически тайными, то повторить. Ant. опровергнуть документально результаты богохульных раскопок маловыгодный представляется возможным.

Правда, бытует устное поверие: археологам, что осмелились копать в предполагаемом месте погребения преподобного Антония, помешали… огненные столпы искр, прекративших выкопка. Как бы там ни было, так Пресвятая Богородица не открывает досужим ковырятелям истинный земли мощи великих угодников – преподобных Антония и Кафа.

*   *   *

Почто точно известно верующим, благородный Антоний Печерский был канонизирован в 1133 г. и почитается в лике преподобных.

Напомню тем, для того кого это в новость: видеопамять преподобного Антония совершается: 10 июля (23 июля), 2 сентября (15 сентября) – с с преподобным Феодосием Печерским и 28 сентября (11 октября) – в Соборе Афонских преподобных, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых.

Песнопения, глас 4:

- От мирскаго мятежа изшед, отвержением а мира евангельски Христу последовал еси, и равноангельное бытие пожив, в тихое пристанище святыя много Афона достигл еси: отонудуже благословением отцев в гору Киева пришед и тамо трудолюбно практика совершив, отечество свое просветил еси, и множеству монашествующих стезю ведущую к небесному царствию показав, Христу эта привел еси, Егоже моли, Антоние преподобне, пусть будет так спасет душы наша.

Кондак, напев 8:

- Возложив себе Богу, лучше всех возлюбленному от юности преподобне, тому с всея души любовию последовал еси: решетка же тленная нивочтоже вменив, в владенья пещеру соделал еси, и в ней добре противу невидимаго врага козней подвизався, как будто светозарное солнце во все концы земли возсиял еси. Отонудуже веселяся прешел еси к небесным чертогам, и ныне со ангелы владычню престолу предстоя, поминай нас чтущих реминисценция твою, да зовем ти: радуйся Антоние, отче отечественный.

Александр Рудяченко

Первая картинка: Преподобные Антоний и Федосей Печерские



Категория: Гламур